Наличие формальных правил, посредством которых можно обеспечить эффективное взаимодействие между сотрудниками и руководителями службы маркетинга, а также между службой маркетинга и другими подразделениями в ноомаркетинге рассматривается как очень важный актив, который может приносить пользу и прибыль. Но правила можно рассматривать как правила только в том случае, если они где-то четко прописаны и если определена ответственность за их неисполнение. В рамках ноомаркетинга, документ, который содержит такие правила и меры ответственности за их неисполнением, имеет обозначение Маркеткодекс.
Маркеткодекс – совокупность формальных корпоративных норм и ценностей в области этики, морали, иерархии, которые регулируют взаимодействие специалистов и руководителей по ноомаркетингу между собой, а также с другими подразделениями.
Назначение маркеткодекса – быть инструментом для решения задачи в следующих областях:
управление персоналом и его отбором
управление ноомаркетинговыми мероприятиями
управление отношением к службе ноомаркетинга
управление связями
управление командным духом
управление лояльностью
управление репутацией компании
Управление персоналом. Маркеткодекс может содержать нормы, посредством которых появляются дополнительные способы для управления сотрудниками службы маркетинга. Например, в маркеткодекс можно включить правила, которые будет регулировать:
внешний вид
стиль одежды
допуск к тому или иному виду деятельности
работу по совместительству
дисциплину
Кроме того, в его основу можно заложить такую норму, которая будет стимулировать сотрудников на лидерство и конкуренцию, порождая тем самым желание стать героем и принести пользу компании, и, наоборот, на сотрудничество и комфортное существование, порождая тем самым высокую степень коллективизма. Это приведет к созданию соответствующей атмосферы в коллективе, которая будет наилучшим способам содействовать достижению целей компании.
Также применительно к управлению персоналом, маркеткодекс, является инструментом, который позволяет направлять энергию сотрудников в нужном компании направлении, снижать или повышать ее уровень.
Существенная польза от маркеткодекса будет и при приеме на работу новых сотрудников службы маркетинга. В данном случае маркеткодекс будет служить инструментом отбора специалистов, в наибольшей мере соответствующих компании по психологическим признакам и характеру. Достаточно будет дать ознакомиться потенциальному кандидату с данным документом и сразу станет ясно, сможет ли он влиться в коллектив или будет в нем белой вороной. Для того, чтобы усилить эффект и привязать специалиста к компании, можно ввести принятие присяги перед вступлением в должность.
Маркеткодекс может содержать в себе и нормы законодательства в области регулирования отношений между нанимателем и работником. Это позволит дать понять, что у компании есть определенные инструменты для того, чтобы воздействовать на сотрудников, но также, что и у сотрудников есть права. Это повысит уровень доверия и улучшит дисциплину.
Управление ноомаркетинговыми мероприятиями. Следование разным принципам при проведении тех или иных маркетинговых мероприятий привод к разным результатам. Иногда такие результаты несут вред компании. Маркеткодекс позволяет регулировать этот вопрос посредством соответствующих норм и может содержать совокупность принципов, которых надо придерживаться при осуществлении того или иного вида деятельности.
Например, можно включить в маркеткодекс норму, которая будет обязывать специалиста по маркетингу при проведении маркетинговых исследований быть объективным и внимательным к деталям. Если это не прописать, то маркетинговые исследования могут быть проведены не в соответствии с интересами компании, а в соответствии с интересами сотрудника. Чтобы получить некую выгоду, например премию или похвалу, он может подтасовать результаты, или проигнорировать некоторые данные, что в итоге приведет к не правильным выводам и, следовательно, к неверным решениям со стороны руководства.
Управление отношением к службе ноомаркетинга. Очень часто специалисты, не занимающиеся маркетингом считают данный вид деятельности бесполезным, а людей, который им занимаются дармоедами. Это негативно сказывается на корпоративном духе, разъединяет компанию и наносит ей ущерб. Маркеткодекс позволяет решить эту проблему посредством того, что может содержать в себе четкое описание функций, роли и значение ноомаркетинга в рамках компании. То, что это будет прописано в документе, а не сказано на словах, будет способствовать росту уважения как к службе маркетинга или ноомаркетинга в общем, так и к специалистам по маркетингу или ноомаркетингу в частности. Все это будет способствовать тому, что специалистам по ноомаркетингу не придется тратить свое рабочее время на выяснение отношений со специалистами других служб, а использовать его исключительно для решения поставленных перед ними задач.
Управление связями. Связи между сотрудниками могут быть разными. Часть из них формальна, часто неформальна. Некоторые связи могут быть направлены на пользу компании, а часть во вред. Например, разногласия могут приводить к конфликтам. Маркеткодекс позволяет это предотвращать, формируя такой стиль общения и взаимоотношения, при котором не возникает причин для конфликтов.
Кроме того, маркеткодекс позволяет соблюдать сотрудникам разных уровней иерархии субординацию посредством того, что способствует созданию ситуации, при которой формальный и неформальный лидер – это одно лицо.
Маркеткодекс способствует тому, чтобы исключался переход на личности. Благодаря этому большинство связей имеет деловой, т.е. направленный на принесение компании прибыли характер, а не личностно ориентированный, направленный на получение эмоций, решение личных проблем и удовлетворение личных потребностей.
Маркеткодекс может содержать нормы, которые повышают эффективность связей не только внутри компании, но и с партнерами, инвесторами, обществом, поставщиками, клиентами, он сделает такие связи более стабильными и предсказуемыми, что позволит получать запланированные результаты, а не жалобы и негодование с и их стороны.
Управление командным духом. Маркеткодекс является отражением системы ценностей, на которые специалисты и руководители службы маркетинга смогут опираться в критические для компании моменты. Он задуман как основа для поиска выхода из проблемных ситуаций, которые не всегда регламентируются законами, подзаконными актами или внутренними корпоративными процедурами. Способствуя повышению профессионализма одновременно с сохранением личной свободы действий, маркеткодекс определяет облик компании.
Маркеткодекс позволит специалистам и управляющим службы маркетинга сохранять деловое хладнокровие в ситуациях, когда, по идее, должны кипеть эмоции. Это может не раз помочь при заключении сделки, проведении переговоров, проведении анализа информации и во многих других ситуациях.
Управление лояльностью. Современные условия ведения бизнеса позволяют отнести специалистов и руководителей в области ноомаркетинга не просто к важным персонам, а к ключевым, стратегическим активам компании, ведь с уходом таких людей весь бизнес может оказаться под угрозой. Дабы избежать этой ситуации необходимо повышать их лояльность. Маркеткодекс позволяет решить проблему корпоративной идентичности, которая особенно остро стоит в крупных компаниях и тем самым повысить лояльность сотрудников.
Кроме того, в сфере повышения лояльности маркеткодекс позволяет развивать, сохранять и поддерживать у персонала службы маркетинга или ноомаркетинга ощущение принадлежности к компании и чувство приверженности к общему делу посредством создания и поддержания соответствующей идеологии.
Управление репутацией. Наличие маркеткодекса будет способствовать созданию положительной репутацию. Компанию, в которой внедрен такой инструмент будут воспринимать как серьезного и надежного бизнес-партнера, который соответствует международным стандартам корпоративного управления.
|